B4B-лучшее для бизнесаB4B-лучшее для бизнеса
Бухгалтеры Юристы Налоговые консультанты
Санкт-Петербург, Ленинградская область
  • Главная страница
  • Контакты
  • Карта сайта
+7 (812) 423 48 62
написать письмо
Актуально
ДЕК
03
2024
03 декабря 2024 года Отчётность... Подробнее
ДЕК
02
2024
02 декабря 2024 года Платежи... Подробнее
НОЯ
28
2024
28 ноября 2024 года Платежи... Подробнее
НОЯ
25
2024
25 ноября 2024 года Отчётность... Подробнее

Контролируемые сделки

20.06.2015

Прежде чем подойти к понятию контролируемой сделки, необходимо определиться с двумя другими определениями - взаимозависимые лица и сделки между такими лицами.

Итак:

Взаимозависимые лица – кто это?

В трактовке, представленной в российском налоговом законодательстве, к взаимозависимым отнесены физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности, а именно:

а) когда одна организация непосредственно или косвенно (прим.: косвенное участие – это участие через последовательность иных организаций) участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

б) когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

в) когда лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

г) существует возможность признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям - по решению суда.

Немного о сделках между взаимозависимыми лицами

В целях налогового законодательства к сделкам между взаимозависимыми лицами приравнены следующие сделки:

а) сделки, совершенные непосредственно взаимозависимыми лицами;

б) совокупность сделок по перепродаже товаров, работ, услуг, совершаемых с участием лиц (третьих лиц), не являющихся взаимозависимыми, но при условии, что такие третьи лица:

- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации самой перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

в) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

г) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ (офшорные зоны).

Какие взаимозависимые сделки признаются контролируемыми?

1. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1.1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

1.2. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) хотя бы одна из сторон сделки применяет один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

1.3. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

б) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%;

в) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;

г) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ (деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии указанной статьей Налогового кодекса,

а любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, либо является таким налогоплательщиком, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса;

д) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую или пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 Налогового кодекса.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни, и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо с местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства в офшорной, зоне признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей

Примечание: при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню и пересчитать их в случае выявления несоответствия.

Исключения из правила

Однако вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, перечисленным в предыдущем разделе, они не признаются контролируемыми в следующих случаях:

а) сторонами сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с Налоговым кодексом РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

б) сторонами сделки являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

- указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

- указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

- указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

- указанные лица не имеют убытков;

- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пунктами 2 и 3 из предыдущего раздела;

в) сделки в отношении одного и того же месторождения между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

г) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней включительно;

д) сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".

Цель и последствия признания сделки контролируемой

Понятно, что целью признания сделки контролируемой является следствие такого признания - а именно представление соответствующей документации в налоговый орган и последующий налоговый контроль. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

На основании полученного от налогоплательщика уведомления (или извещения другого налогового органа) налоговый орган вправе произвести проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок, применяя такие мероприятия налогового контроля, как экспертиза и привлечение специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками.

Цель такой проверки - определить соответствие цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам, а также полноту исчисления и уплаты таких налогов, как: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в соответствии со статьей 227 НК РФ; налог на добычу полезных ископаемых; налог на добавленную стоимость.

В случае, если налоговый орган выявит занижения сумм указанных налогов, им производятся корректировки соответствующих налоговых баз и перерасчет сумм соответствующих налогов.

Что грозит налогоплательщику за непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений в таком уведомлении? В настоящее время это штраф в 5000 рублей. Очевидно, что трудозатраты налогоплательщика, связанные с оформлением и передачей уведомления о контролируемых сделках, возможной последующей подготовкой документации и отчетов о трансфертном ценообразовании, а также возможные налоговые риски такого налогоплательщика несопоставимы с размером штрафа.

Информация оказалась полезна? Поделись с другими!