Прежде чем подойти к понятию контролируемой сделки, необходимо определиться с двумя другими определениями - взаимозависимые лица и сделки между такими лицами.
Итак:
В трактовке, представленной в российском налоговом законодательстве, к взаимозависимым отнесены физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности, а именно:
а) когда одна организация непосредственно или косвенно (прим.: косвенное участие – это участие через последовательность иных организаций) участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;
б) когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
в) когда лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
г) существует возможность признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям - по решению суда.
В целях налогового законодательства к сделкам между взаимозависимыми лицами приравнены следующие сделки:
а) сделки, совершенные непосредственно взаимозависимыми лицами;
б) совокупность сделок по перепродаже товаров, работ, услуг, совершаемых с участием лиц (третьих лиц), не являющихся взаимозависимыми, но при условии, что такие третьи лица:
- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации самой перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
в) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
г) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ (офшорные зоны).
1. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1.1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
1.2. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) хотя бы одна из сторон сделки применяет один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
1.3. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
б) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%;
в) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;
г) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ (деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии указанной статьей Налогового кодекса,
а любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, либо является таким налогоплательщиком, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса;
д) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую или пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 Налогового кодекса.
2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни, и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо с местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства в офшорной, зоне признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей
Примечание: при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню и пересчитать их в случае выявления несоответствия.
Однако вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, перечисленным в предыдущем разделе, они не признаются контролируемыми в следующих случаях:
а) сторонами сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с Налоговым кодексом РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
б) сторонами сделки являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
- указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
- указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;
- указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
- указанные лица не имеют убытков;
- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пунктами 2 и 3 из предыдущего раздела;
в) сделки в отношении одного и того же месторождения между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
г) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней включительно;
д) сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".
Понятно, что целью признания сделки контролируемой является следствие такого признания - а именно представление соответствующей документации в налоговый орган и последующий налоговый контроль. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
На основании полученного от налогоплательщика уведомления (или извещения другого налогового органа) налоговый орган вправе произвести проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок, применяя такие мероприятия налогового контроля, как экспертиза и привлечение специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками.
Цель такой проверки - определить соответствие цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам, а также полноту исчисления и уплаты таких налогов, как: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в соответствии со статьей 227 НК РФ; налог на добычу полезных ископаемых; налог на добавленную стоимость.
В случае, если налоговый орган выявит занижения сумм указанных налогов, им производятся корректировки соответствующих налоговых баз и перерасчет сумм соответствующих налогов.
Что грозит налогоплательщику за непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений в таком уведомлении? В настоящее время это штраф в 5000 рублей. Очевидно, что трудозатраты налогоплательщика, связанные с оформлением и передачей уведомления о контролируемых сделках, возможной последующей подготовкой документации и отчетов о трансфертном ценообразовании, а также возможные налоговые риски такого налогоплательщика несопоставимы с размером штрафа.