С 1 июня 2019 года в России действует институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования ОСАГО, ДСАГО, КАСКО. С этой даты до предъявления иска страховщику потребителю следует обратиться к финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный будет в досудебном порядке рассматривать обращения потребителей о взыскании со страховых организаций денежных сумм в размере не более 500 тысяч рублей, а также споры, вытекающие из нарушения страховщиками порядка осуществления страхового возмещения.
Обращение к финансовому уполномоченному вводится, как обязательная стадия перед обращением в суд (за исключением ряда случаев). А до направления обращения финансовому уполномоченному потребитель должен направить претензию в страховую организацию.
Решения финансовых уполномоченных будут обязательны для страховых организаций. В случае их неисполнения уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением. При этом со страховой организации может быть через суд взыскан штраф за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного.
Решение финансового уполномоченного, принятое не в пользу потребителя, не будет препятствовать его дальнейшему обращению в суд.
Напомним, что институт финансового уполномоченного вводится в обязательном порядке для страховых, кредитных, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов и кредитных потребительских кооперативов.
Вводить институт финансового уполномоченного в России будут постепенно:
с 1 июня 2019 года - для страховых организаций в сфере ОСАГО, КАСКО, ДСАГО;
с 28 ноября 2019 года - для страховых организаций, осуществляющих деятельность по иным видам страхования;
с 2020 года - для микрофинансовых организаций,
с 2021 года - для всех остальных.
Документ: Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"