Письмом от 27.01.2014 № ЕВ-820/08 «О нестационарной торговле» Минпромторг направил для руководства в работе органов власти субъектов РФ информацию, содержащую основные направления деятельности Минпромторга России в сфере мелкорозничной торговли.
Отмечено, в частности, что развитие всех форматов розничной торговли (малых, в том числе нестационарных, средних, крупных), с учетом антимонопольных ограничений, налагаемых на крупных операторов, является одной из важных задач органов власти всех уровней, прежде всего как инфраструктурная мера поддержки отечественных производителей. На основании изложенного Минпромторг России считает целесообразным:
1. Не допускать при формировании и изменении схем размещения нестационарных торговых объектов сокращения количества законно функционирующих объектов. При необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд предусматривать, исходя из принципа "меняется место - сохраняется бизнес", предоставление хозяйствующим субъектам в установленном порядке равноценных компенсационных мест и не допускать сокращения или прекращения торгового бизнеса.
В случаях применения в практике субъектов Российской Федерации срочных договоров или иных разрешительных документов на размещение и функционирование объектов (договоров аренды земельных участков, иных договоров и разрешений) необходимо своевременно и заблаговременно, не дожидаясь истечения срока действия документов, принимать меры, направленные на бесперебойную работу объектов и осуществление хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности. Исключением являются только случаи, когда хозяйствующий субъект сам желает прекратить ведение бизнеса. В таких случаях высвобождающиеся места размещения целесообразно предлагать в установленном порядке для ведения торговой деятельности другими хозяйствующими субъектами.
2. Принимать действенные меры по развитию малого торгового предпринимательства путем предоставления хозяйствующим субъектам, при наличии соответствующих запросов от них, новых мест для размещения торговых объектов и осуществления торговой деятельности.
Следует обратить особое внимание на необходимость увеличения количества объектов продаж социально значимых товаров (в первую очередь, свежих продуктов питания - овощей, фруктов, ягод, бахчевых культур, молока и молочной продукции, мяса и мясной гастрономии, рыбы, хлеба и хлебобулочных изделий, а также печатной продукции, цветов, изделий народных (художественных) промыслов).
3. Обеспечить стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и возможность долгосрочного планирования ими своего бизнеса. Не допускать пересмотра ранее объявлявшихся и утвержденных правил и процедур без принятия действенных и заблаговременных мер по недопущению сокращения предпринимательской активности, а также по предоставлению хозяйствующим субъектам реальных альтернативных возможностей бесперебойного продолжения и развития предпринимательской деятельности. Указанные меры необходимо вырабатывать публично, с привлечением к выработке и обсуждению решений предпринимательского сообщества.
В заключение Минпромторг отмечает, что данную позицию следует довести до органов местного самоуправления на подведомственных территориях и обеспечить разработку и выполнение всех необходимых мероприятий, в том числе путем издания соответствующих нормативных правовых актов.