Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон N 116-ФЗ) с 2016 года запрещается заемный труд.
Закон N 116-ФЗ (статья 5) вводит в Трудовой кодекс РФ статью 56.1, в которой установлен прямой запрет заёмного труда и дано понятие заёмного труда: «Заемный труд - труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника».
Вместе с тем закон N 116-ФЗ (статья 1) дополняет Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" статьей 18.1 «Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)». Под такой деятельностью понимается «направление временно работодателем (далее также - направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также - принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны».
Деятельность по предоставлению труда работников (персонала) разрешена только двум категориям юридических лиц:
«Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:
1) частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:
юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной».
Для частных агентств занятости вводятся жесткие требования:
«Требованиями аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) являются:
1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей;
2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;
4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики
…
В качестве частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы».
Законом N 116-ФЗ установлен запрет на предоставление труда работников (персонала) в определенных целях (в том числе для замены участвующих в забастовке, для выполнения отдельных видов работ на опасных объектах I и II классов опасности и т.д.), установлены особенности регулирования труда работников, направленных по договору о предоставлении труда.
Законом N 116-ФЗ установлено, что с заработка направленных временно работников по договору о предоставлении труда страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники.