Налоговый орган установил факт невыполнения обществом обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ с сумм оплаты труда работников. При этом налоговые инспекторы квалифицировали в качестве трудовых заключенные организацией с индивидуальными предпринимателями договоры возмездного оказания услуг.
Оспаривая такое решение, общество апеллировало к тому, что договоры оказания услуг с ИП оно заключило в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Никакой кадровой документации, которая могла бы свидетельствовать о существовании трудовых отношений, в организации не оформлялось.
Однако, как было установлено в ходе рассмотрения дела, в договорах со всеми ИП был указан график работы с перерывом на обед, прописывались должности и специальности по ТК РФ, предусматривалась материальная ответственность. Все заключенные договоры носили не разовый, а систематический характер. При предприниматели в своей деятельности пользовались принадлежащими организации помещениями и оборудованием безвозмездно.
Судьи пришли к выводу о том, что действительным экономическим смыслом деятельности привлекаемых обществом предпринимателей являлось осуществление ими трудовой деятельности в качестве наемных работников. При этом суд не придал значения отсутствию у самих предпринимателей воли на переквалификацию заключенных ими договоров в трудовые, поскольку отказ от прав и гарантий, установленных законодательством о труде, правового значения для целей определения прав и обязанностей налогового агента, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции, не имеет.
Верховный Суд РФ отказался рассматривать в кассационном порядке дело об обжаловании юридическим лицом решения ИФНС России о привлечении к налоговой ответственности.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2017 г. N 302-КГ17-382