Банк России разработал методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями своих клиентов о причинах принятия решений о блокировках счетов. Методические рекомендации разработаны регулятором по результатам анализа поступающих обращений клиентов банков. В методических рекомендациях отмечается:
1) кредитные организации либо не объясняют клиентам, почему отказываются проводить операции по их счетам, а также заключать договоры банковского счета, либо поясняют в объеме, не позволяющем клиентам обжаловать такие отказы;
2) системный характер поступающих обращений по вопросам ограничения обслуживания клиентов с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (ДБО) свидетельствует о применении кредитными организациями ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО;
3) выявлены случаи принятия кредитными организациями решений об отказе исключительно на основании наличия информации о ранее реализованных отказах другими кредитными организациями.
В связи с этим ЦБ РФ разработал методические рекомендации по информированию клиентов о причинах принятия кредитными организациями решений об отказе при обращении к ним клиентов за соответствующим разъяснением.
Документ: Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании от 22 февраля 2019 г. N 5-МР.